Dive-Zveri • Просмотр темы - Маркировка кислородного балона

Маркировка кислородного балона

Основные вопросы дайвинга, разрешены любые вопросы по теме раздела
Модераторы: ВиТим, Lion

Сейчас этот форум просматривают: в настоящее время на конференции нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Сб сен 10, 2011 23:48

Извиняюсь если тема уже есть .
У кого есть расшифровка маркировки кислородных балонов, особо интересует балоны которые исползовались на скорой помощи в стародавние времена 2х литровые были в кмплекте с дыхательным аппаратом в чемоданьчике.
За рание СПС.
Отредактировал ЗмЕй. Дата редактирования: Вс сен 11, 2011 13:56.
Аватара пользователя
 ЗмЕй

 
Сообщения: 199
Откуда: Россия, Переславль-Залесский
  • ПользовательДайверПодводный охотник

Сообщение Вс сен 11, 2011 00:17

а что ты хочешь расшифровать-то ?
Эдвансед Техно-Кибер Дайвер
Аватара пользователя
 PraNkish

 
Сообщения: 1296
Откуда: Россия, Москва
  • ПользовательДайверТехнодайверРебризерщикIce дайвер

Сообщение Вс сен 11, 2011 13:58

Дык маркировка, что там за циферки и буквы?
Аватара пользователя
 ЗмЕй

 
Сообщения: 199
Откуда: Россия, Переславль-Залесский
  • ПользовательДайверПодводный охотник

Сообщение Вс сен 11, 2011 14:38

ЗмЕй писал(а):Дык маркировка, что там за циферки и буквы?

там должно быть отмаркировано как минимум рабочее давление, дата опрессовки.
ты скинь все надписи, которые там есть.
а также фотку баллона можно дбавить.
Эдвансед Техно-Кибер Дайвер
Аватара пользователя
 PraNkish

 
Сообщения: 1296
Откуда: Россия, Москва
  • ПользовательДайверТехнодайверРебризерщикIce дайвер

Сообщение Вс сен 11, 2011 18:49

Могу но хотелось бы официальную расшифровку как на дайверском балоне
Вложения
.jpg
Аватара пользователя
 ЗмЕй

 
Сообщения: 199
Откуда: Россия, Переславль-Залесский
  • ПользовательДайверПодводный охотник

Сообщение Вт сен 13, 2011 16:55


  



так же:
ФАЙНШТЕЙН В.И. КИСЛОРОД, АЗОТ,АРГОН.БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ
М.,2005
http://webfile.ru/5537342


а так же откуда то скопизженный текст:

Не так страшен кислород, как его мешают...
Использование кислорода при высоком давлении может быть чрезвычайно опасным без соотвествующих навыков и знаний.
Фридрих Энгельс.

От автора

Прошло время рассказывать байки о том, кто из “технических” и как нырял (где, на чем и зачем). Наступил момент, когда стало необходимым знание о практическом использовании возможностей различных газовых смесей. О том, как их приготовить самим, или хотя бы иметь представление, как их готовят те, кто этому обучены и имеют соответствующие сертификаты. В этой статье, в частности, пойдет речь о подготовке снаряжения для использования смесей с высоким содержанием кислорода, эксплуатации снаряжения при высоких парциальных давлениях кислорода.

В принципе, в отечестве нашем все это довольно тщательно закреплено в ГОСТах, касающихся авиации и подводных работ. Однако читатель, как правило, далек от того, чтобы ознакомиться с этими достойными трудами, да к тому же является реальным практиком, которому необходимо знать не о запретах, а о том почему эти запреты существуют. Я, в свою очередь, решил пролить немного света на это царство “парциальных давлений”.

Итак... Кислород. Один из полезных и широко используемых газов, особенно для дайверов и авиаторов. К сожалению, существует не так уж и много публикаций на тему “как безопасно использовать кислород при давлениях более 200 атмосфер” (в дальнейшем по тексту “бар”). Все, кто и пишет об этом, пишут с оглядкой на организации типа DAN и PADI, дабы не подвергнуться анафеме как люди, толкающие других на повышенный риск. В то же время совершенно очевидно, что DAN и не в состоянии дать вам совет, как использовать кислород, предназначенный для сварки, при лечении закессонившего даёйвера. A PADI вообще с таким трудом и многочисленными оговорками “затащила”-таки себя в “авантюру” найтроксного дайвинга, но в то же самое время не в состоянии проконсультировать вас, где купить собственную “мешалку” (панель для приготовления смесей газов) и как на этом сэкономить деньги. И даже тот, кто собственно готов продать вам баллоны с кислородом, вряд ли подскажет, как подготовить ваши собственные баллоны, как их очистить для использования под кислород. Поэтому большинство государственных учреждений во избежание каких-либо нежелательных инциндентов (а скорее всего из желания просто “умыть руки”) пошли по легкому пути запретов. Например, нельзя использовать смеси с содержанием кислорода выше 40 %!

Давайте будем более практичны и, исходя из наших пожеланий по подготовке необходимых для нас смесей, поговорим о приемах и методах их безопасного приготовления.

Одним из основных процессов, который используется для приготовления смеси, является перепуск газа из основного (транспортного) баллона высокого давления в другой, который предназначен для дальнейшей эксплуатации. Перепуск осуществляется по шлангу, кoторый должен иметь соотвествующее сечение, длину и, естественно, соответствовать резьбам соединений как с транспортным, так и с используемым баллоном. Вентили должны быть “мягкими” и легко контролируемыми. Необходим точный и надежный манометр.

Все это кажется с первого взгляда достаточно простым, но потенциально это чрезвычайно опасное занятие, особенно в случае, когда этим занимаются люди несведующие. Риск достаточно велик. Как его снизить, читайте дальше.

Кислород сам по себе не горит, но он потенциальный активный окислитель. Он может как резко снизить невозгораемость любого, казалось бы, негорючего материала (гореть может, в принципе, все... сталь, алюминий, пластик), но и крайне повысить и интенсифицировать возможность взрыва. Все эти “возможности” резко возрастают при повышении общего давления.

Для взрыва необходимо три составляющие: топливо, окислитель и искра. Это азбука взрывного дела. Казалось бы, что, так как система перепуска является закрытой системой, можно исключить возможный перегрев, но тут-то как раз и притаилась самая большая опасность. Процесс перепуска может вызвать перегрев при прохождениии потока газа через систему. Это явление носит название “адиабатический перегрев”.

Как только газ сжимается, он становится горячим. Чем больше он сжат, чем быстрее процесс сжатия, тем больше газ разогревается. Как только вентиль открыт, газ проходит по шлангам со скоростью, близкой к скорости звука. Как только он попадает на сужение, перелом, пережим или в тупик, он сдавливается настолько, что это сжатие вызывает резкий перегрев, который называют “горячей точкой”. Большинство процедур безопасного перепуска газа сопряжено с исключением возможности появления адиабатического сжатия.

На самом деле мы стараемся избежать взрыва двумя способами: категорически уменьшить возможное содержание топлива и уменьшить интенсивность газовых потоков, которые вызывают адиабатический перегрев. Уменьшение количества возможного топлива достигается очищением любых компонентов снаряжения, которые имеют возможность соприкасаться с кислородом, и избежанием загрязнений при дальнейшей эксплуатации. Все это называется кислородной очисткой. Исключения адиабатического перегрева мы добиваемся соответствующим дизайном перепускной системы, стараясь исключить так называемые бутылкообразные перегибы в системе. Так как это сделать иногда практически невозможно, то при непосредственном перепуске мы страемся сделать поток газа медленным, открывая и закрывая вентили, исключая резкие перепады давлений.

Одним из основных правил является обязательное полное открытие основного вентиля транспортного баллона и принимающего баллона (в дальнейшем по тексту баллона-донора). Также перепускной клапан с манометром должен иметь дизайн без так называемых “мертвых” (тупиковых) зон. Все это дает возможность баллону-донору работать как естественный шок-компенсатор, и значительного перегрева не происходит. При перепуске чистого кислорода скорость подачи не должна превышать 4 бара в минуту. Проверить скорость подачи легко, проверяя периодически температуру верхней плечевой части баллона-донора ладонью. Вентиль, который контролирует перепуск, должен открываться медленно. Если, все-таки стенки баллона-донора нагреваются, перепуск необходимо замедлить либо приостановить. Из своей практики могу сказать, что если вы в серию баллонов-доноров перепускаете кислород без дозабивки воздухом их каждый раз, то перегрев системы маловероятен.

Возвращаясь к безопасности процедур, следует отметить, что 90% безопасности лежит в сфере четкого понимания происходящих процессов, дисциплине и последовательности действий, терпения и осуществления всех процедур шаг за шагом, баллон за баллоном.

Небольшое отступление...

В то время как за рубежом идут споры о том, является ли легальным самостоятельное приготовление смесей и вообще, можно ли на них нырять и т.д., история последних несчастных случаев с отечественными дайверами показывает, что вообще-то всем наплевать на то, кто и на чем нырял. Исключение составляют родственники погибших (это те, кому могут быть эти факты интересны). Поэтому очевидно, что нет такого закона или постановления правительства, которые бы регулировали кому и как мешать газ. В связи с этим очевидно, что все лежит на вашей ответственности: ответственности перед собой и вашими партнерами по дайвингу.

Газовая индустрия, обслуживающая не только дайверов, но и авиаторов, сварщиков, продавцов воздушных шариков, создала свою систему своего рода защиты “от дурака” с тем, чтобы предупредить возможность неправильной эксплуатации газов и с тем, чтобы исключить возможность взрыва. Эта система базируется на том, что каждый газ имеет свой тип соединения и окраски баллона. Правда, в каждой стране баллоны маркируются по-разному. В связи с этим, купив “мешалку” в Германии, вам придется изготовить переходник, обеспечивающий соединение транспортного советского баллона и немецкого “дрегера”. Не вдаваясь в подробности скажу, что наши умельцы, конечно же, могут сделать все эти переходники, но есть несколько моментов, на которые вам необходимо указать этим умельцам при непосредственном заказе.

1. Материалом для переходника лучше всего взять бронзу. Металл этот мягкий и не повреждает резьб ни транспортного баллона, ни баллона-донора, если учесть, что вообще все вентили сделаны из этого материала. Необходимо только, чтобы после изготовления переходник был очищен от грязи, жира и металлических заусенцев.

2. Общая гайка переходника должна быть как минимум в два раза толще внутреннего диаметра отверстия и четко подходить под размер гаечного ключа, так как усилия при затягивании достаточно велики.

Использование кислорода для технического дайвинга.

Возрастающий интерес к техническому дайвингу, область которого лежит ниже бездекомпрессионных лимитов, с прохождением необходимых рекомпрессионых остановок, стимулирует и вопрос, как безопасно использовать кислород для подготовки снаряжения для рекомперссии.

Очистка под кислород

Снаряжение для использования и приготовления дыхательных смесей с высоким содержанием кислорода должно быть соотвествующим образом подготовлено. Этот процесс подготовки назовем “очисткой под кислород”.

То снаряжение, которое предназначено для авиаторов и профессиональных водолазов, использующих кислородные смеси, уже при изготовлении проходит специальную очистку. А вот в нашем случае приходится самим продумать, как чистить снаряжение. Рекомендуется проведение очистки в две стадии.

1. Разобрать снаряжение (баллоны, вентили баллонов, регуляторы...) и промыть с помощью негорючих и нетоксичных чистящих жидкостей для удаления любых жировых компонентов, как-то масло, смазка, силикон; также необходимо вымыть весь металлический мусор, стружку или пыль, которые могли так или иначе попасть во внутренние части снаряжения при его изготовлении.

2. Все резиновые компоненты снаряжения должны быть заменены на соответствующие им, но пригодные для использования под кислород; или если это практически невозможно, то необходимо смазывать их очень тонким слоем силикона, специально предназначенного для использования под кислород. Честно говоря, такого в природе нет. Есть только в магазине. Да, дайв-шопы продают нечто подобное, но поверьте мне: все это очень хорошо горит, если ... зажечь. Поэтому на практике: просто очень мало смазки или вообще ничего не смазывается, но в таком случае придется эти резиновые кольца чаще менять, так как при взаимодействии с чистым кислородом резина быстро портится.

Регуляторы, которые мы используем под найтрокс, готовить специально нет необходимости, но другое дело - регуляторы для рекомперссионного газа, в котором высокое содержание кислорода. Их готовить необходимо.

Откуда берется вся эта грязь в баллонах и другом снаряжении?

В первую очередь, как это уже упоминалось, от изготовителя, с завода. Второе... из воздуха, который мы закачиваем с помощью компрессора в баллон. Компрессоры сами по себе требуют большого количества смазки. И при их работе масло мигрирует через поршни компрессора в газ, который этот копрессор сжимает. Так как компрессор нагревается достаточно сильно, то некоторое количество масла испаряется при высоких температурах и засасывается компрессором. Конечно, чтобы избежать попадания масла в баллон, имеются масленные и воздушные фильтры, но даже они при длительной эксплуатации баллона не гарантируют того, что рано или поздно в баллоне может накопиться значительное количество масел.

Приехав как-то к своим знакомым в дайв-центр и решив подготовить несколько баллонов под кислород, я был удивлен и, в свою очередь, очень удивил присутствующих тем, что сняв вентиль с баллона, мы обнаружили на стенках баллона значительное количество масла, а на дне просто лужу масла и грязи. И это при том, что баллон в эксплуатации меньше года, и фильтры меняются на компрессорах своевременно.

Делать один, два раза в год визуальную экспертизу самостоятельно, даже при помощи обыкновенного яркого фонаря, рекомендую настоятельно.

Может быть, к этой части статьи вы уже утомились от “нельзя” и “необходимо”? Один профессиональный водолаз, проработавший многие годы на платформах и сваривший тонны металла с помощью кислородной сварки, сказал, что если бы кислород был настолько опасен, как о нем говорят, то мы бы все уже взорвались тысячу раз и жили бы на небесах. В ответ скажу следующее... Вы можете сто или тысячу раз заправлять чистым кислородом баллон, в котором полно грязи и масла, сто или тысячу раз резко открывать вентиль баллона с чистым кислородом, на котором установлен старый и давно не чищенный регулятор, но на 1001 раз все это взорвется и в эти доли секунды “однозначно” почувствуешь себя круглым идиотом.

Отмывать баллон “в домашних условиях” я рекомендую следующим образом. Если после визуальной проверки вы обнаружите, что баллон в принципе чист, то необходимо лишь промыть его жидким фреоном (1.5-2 литра необходимо на один 10-литровый баллон). Фреон - это тот самый, который до сих пор заливается в холодильные установки. Помните, что при испарении этот газ ядовит, и исключите возможность его вдыхания при промывке. Так как фреон испаряется очень быстро, то слив его из баллона в отдельный сосуд (можно использовать тот же фреон еще три-четыре раза, необходимо лишь пропустить его через бумажный фильтр), сам баллон оставьте постоять на некоторое время и затем интенсивно продуйте его воздухом из шланга низкого давления, подлюченного через первую ступень к любому уже очищенному под кислород баллону, либо через “мешалку”, в которой, естественно, установлен дополнительный фильтр. Необходимо для этого перевернуть баллон кверху дном и перемещать шланг от дна баллона к его горловине. После этого надо раза два забить до 50 бар баллон воздухом (также через “мешалку”) и спустить воздух.

Если все-таки в баллоне есть масло и грязь, но не в больших количествах, баллон придется промывать. Налейте горячей воды, лучше кипятка, киньте в баллон штук 40-50 небольших стальных шариков (по размеру миллиметра 3-4, можно разобрать любой подшипник), затем залейте в баллон две столовые ложки геля для мытья посуды (именно для мытья посуды, а не стирального порошка, так как порошок содержит массу химических компонентов, которые могут так или иначе остаться в баллоне и привести затем к отравлению дайвера) и, закрыв баллон вентилем, покатайте его минут 5-10 по ровной поверхности без бугров, лучше постелить на пол материю или полотенце, чтобы не нарушать красочный защитный слой баллона. Слейте все, залейте кипятка и промойте баллон еще раз. Такую операцию необходимо проделать несколько раз, добившись того, что вода (кипяток) выливается из баллона чистая. Идеально, если у вас есть возможность организовать постоянную подачу горячей воды или кипятка и промывать баллон горлом вниз. В таком случае промывка идет эффективнее, нежели заливание и опоражнивание баллона каждый раз. Остается просушить баллон теплой (горячей) струей воздуха. Для этого достаточно приспособить старый фен для волос, к которому прикрепить воронку, а к воронке шланг, который в свою очередь пропустить в баллон. Все это легко получается с алюминевыми баллонами. Со стальными, в случае, если стенки баллона сильно пострадали от ржавчины, приходится в зависмости от того, как сильно они пострадали, принимать решения о профессиональной инспекции баллона с целью решить вопрос о его дальнейшем использовании, либо очищать баллон внутри щетками. Если ржавчины мало, то щетка делается из нарезанной по 10-15-20 см лески в 1 мм толщиной, которая прикрепляется к стержню (длина стержня определяется высотой баллона), стержень устанавливается на электрическую дрель. Щетка на стержне опускается в баллон, и делается несколько неторопливых проходов от дна до горловины баллона и обратно. После этого повторяются выше описанные процедуры по промывке. Если ржавчины много и такая щетка не помогает, приходится применять щетку с металлическим волосом. Проблема использования такой щетки состоит лишь в том, что металический волос не только очищает, но и царапает стенки баллона, и по этим царапинам дальше может пойти коррозия стенок. Чтобы этого избежать, необходимо не переусердствовать с такой чисткой, периодически проверяя результаты проходов дрелью, а после этой процедуры постараться зашлифовать стенки катанием в баллоне металлических шариков достаточно длительное время “по-суху”. Да, еще вот что... Необходимо ввинтить в горловину баллона, с тем, чтобы предохранить резьбу входа вентиля баллона от повреждения стержнем, что-то наподобии втулки. Втулка должна быть с резьбой точно такой же как и вентиль баллона и ее необходимо плохо закрутить.

Извините за столь подробный рассказ, но используя такие нехитрые приемы, вы сможете съэкономить деньги, а ваше снаряжение будет служить вам долго.

Часто в новые стальные баллоны изготовители напыляют силикон, который твердой водонепроницаемой пленкой покрывает стенки баллона, предохраняя их (по мнению изготовителя) от коррозии, но практика показывает, что это не совсем так. Используя такие баллоны (Mares, Beuchat и т.д.) в течение года, правда в условиях океана (соль, знаете ли), вы удивитесь тому, что силикон практически стек (это от горячего воздуха из копрессора) и коррозия пошла своим ходом. Чистить как новые баллоны с силиконовым напылением, так и старые - морока. Но, что делать? Кому сейчас легко?

Вентили... Должны быть очищены самым тщательным образом от любых возможных жиров и грязи во внутренних полостях. Именно в вентилях существует масса перегибов и краев, на которых возможно адиабатическое сжатие и, соотвественно, перегрев. Поэтому вентиль нужно полностью разобрать и вычистить щеткой (зубной щеткой, например), затем положить на полчаса в 5% раствор белого уксуса в ультразвуковой ванночке, которую можно раздобыть в любом ювелирном магазине (в них часто чистят драгоценности) или клинике. И лишь после этого собрать, используюя крайне ограниченное количество силикона для резиновых колец. Если у вас нет возможности использовать для очистки ультразвуковую ванночку, то промойте детали вентиля теплым (горячим) раствором со средством для мытья посуды. Затем промойте вентиль в проточной чистой воде и высушите его феном или на солнце.

Регуляторы... Те же самые процедуры, что и для вентилей. Отметьте чистые под кислород регуляторы особым образом: биркой, надписью и т.д.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы мне представилась возможность рассказать вам о том, как делается инспекция баллонов и как мешать различные газы. Да, конечно же, лучше всего, если вы пройдете специальный курс, но основы можно было бы осветить на страницах журнала.

И совсем в заключение... Если вы еще не готовы делать что-либо (мешать газы, чистить баллоны и т.д.) САМИ и делать это ПРАВИЛЬНО, то, ПОЖАЛУЙСТА, не делайте этого!

Макс Райт
Gas Blender Instructor IANTD 2404.
Foto by Mustag Hussein.
самое важное исправное оборудование - собственная голова © второй чайник (PADI **)
да, и конечно же спасибо Тэду Элдреду!
Аватара пользователя
 АлександрД

 
Сообщения: 891
Откуда: Россия, Москва
  • ПользовательДайверФридайверСервисФотограф


Вернуться в Дайвинг

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: в настоящее время на конференции нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron