Чт окт 29, 2009 00:35
Не поленюсь продублировать с ФКНН
Хочу сделать свое заключение по исследованиям проблемы.
Свое мнение привожу как КВС самолетов малой авиации, штурманский минимум для ПВП и ППП, квалифицированный GPS-навигатор, радиолюбитель, дайвер и владелец сафарийного бота.
1) Портативные радиостанции.
Вещь практически бесполезная. Ввиду многочисленности диапазонов (морской, авиационный, различные радиолюбительские и гражданские...) очень мала вероятность, что у кораблей или вертолетов будет связь того же диапазона и что она будет настроена на тот же канал. Исключение составляют только частоты 121.5 (общая аварийная авиационная частота, устаревшая частота SARSAT) и 158.6 (кажется, точно не уверен - 16 канал морского диапазона). 121.5 будет актуальна только при поисках с воздуха, 16 канал в КМ обычно сильно зашумлен, потому что на на нем кричат все, кому не лень, включая арабских рыбаков, которым вообще никто не указ.
Расстояние связи с портативной радиостанцией море-море будет не более 5-7 км, море-воздух - не более 15 км. Не каждый дайвер, пилот и капитан знает английский в достаточной мере и не каждый дайвер (особенно в состоянии стресса) сумеет определить и объяснить свое положение, даже четко визируя самолет или корабль.
Водозащищенные исполнения ПРС есть, глубиннозащищенных нет.
Вероятность неработоспособности ввиду обстоятельств высокая.
Минимальная цена вопроса - $50 за ПРС гражданского диапазона, $300 - ПРС морского или авиационного диапазона.
Легально провозить через границу эти устройства НЕЛЬЗЯ.
2) Спутниковый телефон.
Более перспективный способ коммуникации, но только в одном случае: вы знаете, кому звонить. На том конце связи вас должны спокойно, без истерик выслушать и предпринять адекватные действия. Единственный на сегодняшний день более-менее подходящий вариант - телефон Thuraya со встроенным GPS. Недостаток - нет даже брызгозащищенного исполнения, то есть вероятность залить его на воде - практически стопроцентная. Достоинство - передав координаты GPS вы гарантируете себе спасение. Если модуля GPS в телефоне нет - все достоинства пропадают.
Водозащищенных исполнений нет.
Вероятность неработоспособности ввиду обстоятельств высокая.
Минимальная цена вопроса - примерно $800 плюс подписка на контракт.
Легально провозить через границу эти устройства можно.
3) Маяк диапазона 121.5 мГц
С точки зрения маркетинга - идеальный ход для сафарийного бота. На боте устанавливается несложный пеленгатор, показывающий пеленг на источник сигнала с точностью плюс-минус 20 градусов (точнее и не надо). Система относительно дешева, совместима со всеми аварийными буями этого диапазона. Авиационные пеленгаторы могут устойчиво принимать этот сигнал на расстояниях до 50 км (в зависимости от высоты и погодных условий). Есть возможность самостоятельного поиска пропавших с бота, без привлечения крупномасштабных спасательных сил.
Недостатки - небольшая рабочая дистанция (абсолютный максимум с бота - 10 км, практический - 6 км), невозможность при некоторых обстоятельствах стопроцентно пеленговать сигнал, даже со спецаппаратурой.
Есть исполнения специально для дайвинга.
Вероятность неработоспособности низкая.
Мимнмальная цена вопроса - должно быть оборудование на боте. Для индивидуального дайвера маяк практически не имеет смысла.
Легально провозить через границу эти устройства можно.
4) Маяк КОСПАС/SARSAT 406 мГц/121,5 мГц.
На нынешний день - МАКСИМУМ того, что можно сделать для спасения, с того момента, как появилась модификация PLB (для индивидуального использования). Маяк активируется, определяет свои координаты по GPS, отсылает их на спутник методом Burst Signal (весьма высокая мощность при малых габаритах) каждые 5 минут в диапазоне 406 мГц и постоянно сигналит в диапазоне 121.5 мГц. Работоспособность сохраняется до 24-48 часов. Сигнал принимается координационным центром страны, где зарегистрирован маяк.
Минусы - маяк надо регистрировать. Каждый маяк имеет свой уникальный код, который передается вместе с сигналом о бедствии, и, сообразно регистрации, направляется в спасательные службы страны, где зарегистрирован маяк. В России этими делами ведает ФГУП Морсвязьспутник, реально - шарашкина контора, наглухо повязанная с ФСБ. Что-то мне подсказывает, что регистрация персонального спасательного маяка начнется с того, что вас оштрафуют за нелегальное обладание передающим устройством спецдиапазона и отберут маяк. Насколько мне известно, легально эти устройства в России пока не продаются. Кто занимается этими регистрациями в Египте я пока точно не выяснил, но PLB продаются легально. В списках открытой регистрации через Интернет ни Египта ни России нет, предлагается зарегистрироваться в некоем International Reester, но как это будет работать на практике - непонятно. Но скорее всего работать будет. (UPDATE: регистрировать маяки в Интернациональном реестре для Египта и России отказываются, рекомендуют связаться с местными представителями...)
Еще один минус - непонятно, за чей счет будет происходить весь банкет с вертолетами, катерами и прочей полицией. Я точно заню только что в Египте CDWS имеет постоянный депозит около $30'000 на счету военных, чтобы в случае нужды вертолет высылался немедленно, без длительных согласований. Как потребуют возместить расходы после - вопрос открытый.
В нашем случае это актуально еще и потому, что кто-то спьяну ли, по злобе или по дурости может это маяк активировать просто так. Мощность финансовых последствий такой активации весьма велика и может превысить разумные пределы. Я больше чем уверен, что получить компенсацию затраченных средств будет малореально даже по суду.
Есть исполнения для дайвинга (Надо уточнять с максимальной глубиной), помещаются в глубинный бокс.
Вероятность неработоспособности низкая.
Мимнмальная цена вопроса - $350-700 (уточнить с водозащищенностью)
Легально провозить через границу эти устройства можно (в цивилизованных странах. Принадлежность России к таковым - под вопросом).