Страница 1 из 2

О любителях и профессионалах в фотографии

СообщениеДобавлено: Ср ноя 19, 2008 16:40
Автор: ocean07
Вечный аргумент почти во всех диспутах о фотографии: " так мы же не профи, мы - любители, нам это не надо, для себя снимаем...".
Всегда видел в этом какое-то недоразумение, нелогичность, может даже самообман.
Ну говорил что-то типа: "а как же творческий рост, стремление к лучшему, амбиции, увлеченность или любопытство, наконец?"
Похоже, был неубедителен. Ну да ладно...

Вот тут на одном из крупных сайтах нашел. Мне текст очень понравился.

Статья из журнала Советское фото за 1926 год.

Дорогой товарищ! Я получил и ваши снимки, и приложенное к ним письмо, и не отвечал умышленно. Но раз вы настаиваете, я решаюсь сказать свое мнение совсем прямо; тем хуже, если моя прямота вас несколько заденет, вашу уверенность в блестящем владении фотографическим искусством.
Зачем вы посылаете мне вдвойне плохие фотографии — и по композиции, и по технике, — и зачем вы их сопровождаете любезной запиской, в которой говорите, что «это — простые любительские фото» и что вы их делали только для своего развлечения?
Конечно, каждый может иметь только смутные представления о фотографии, но существует немало книг, по которым можно получить без всякого труда минимум необходимых знаний, и, кроме того, журналы, посвященные фотографии, дадут вам все разъяснения, которые вы у них попросите.
Раз вы не остановились перед покупкой хорошего аппарата, раз вы обладаете отличным объективом, отчего вы не пожертвовали еще немного денег, чтобы купить хорошее руководство? Отчего, вместо того, чтобы слушать все «советы» друзей, таких же неопытных, как и вы, и последовательно пробовать всевозможные растворы и все пластинки, которые вам кто-нибудь похвалил, вы не выбрали себе какой-нибудь один сорт проявителя и одну марку пластинок и не остановились на них?
Конечно, экспериментальный метод имеет свои преимущества, но им следует пользоваться, руководствуясь логикой, а не минутным вдохновением. Но я еще больше готов вас упрекнуть за вашу пренебрежительность к фотографии, низводящую последнюю к какой-то «забаве», и за ваше отношение к слову «любитель».
«Любители», подобные вам, унизили это слово и придали ему его теперешний дурной смысл, в котором понимается незанятый человек, с аппаратом под мышкой, снимающий без плана и мысли все, что ему подвернется, и угощающий друзей образцами плохой работы.
Любитель фотографии — это, собственно говоря, тот, кто любит фотографию за нее самое, вне всяких денежных расчетов, а не путаник, который щелкает направо и налево, купает пластинки в любой микстуре и, чорт его знает как, печатает результаты этих упражнений на любой бумаге.
Термин «любительское фото» должен был бы обозначать композиции, превосходно исполненные технически, настоящие произведения искусства, ибо любитель, движимый любовью к делу, а не нуждой, не заработками и не профессиональной необходимостью, не может оправдываться в плохой или посредственной работе ни одним извинением профессионала 1).
Если профессиональный фотограф, который должен существовать на работу своего объектива, старается ради экономии по возможности продлить свой проявитель, если он покупает более дешевые пластинки и старается автоматически делать свои бромистые отпечатки — это еще не беда. Он должен бороться с конкуренцией, у него большие расходы, и, что бы ни говорили, все увеличивающееся число «любителей» со всеми современными моделями фото-камер в руках отнимает у него немало клиентов: многие пришли бы к нему сняться, если бы не удовлетворились снимком, сделанным каким-нибудь другом, увлеченным фотографией.
По отношению к такому профессиональному фотографу я бы от всего сердца нашел прощение, если бы он мне принес снимки, подобные вашим, и сказал бы: «Это — просто фотографии профессионала», так как он мог бы сослаться на тысячу разных вещей, которые для него являются оправданием, а для вас были бы только отягчением вины.
Профессионал сказал бы мне, что он вынужден работать при любом освещении, что он обязан иметь каждый раз удачу, что он не делает снимков для своего удовольствия, что ему приходится работать большими количествами, по возможности экономно и быстро, и что у него нет времени изменить свою манеру или попробовать новые способы, которые могли бы оттолкнуть его клиентов.
Следовательно, в деле создания большого искусства мы не должны рассчитывать на этого промышленника, и на долю любителя выпадает задача — вывести фотографию из области банального и принятого, в которой она рискует погрязнуть. Но для этого еще нужно, чтобы любитель согласился приобрести достаточные сведения в оптике и химии, чтобы не быть парализованным на первых же шагах, чтобы у него были некоторые эстетические познания, чтобы он не считал все свои снимки совершенством, не слушал бы критику завистливых или невежественных людей и не считал бы возможным оправдывать понятием «любительство» всяческое незнание и лень.
Дорогой товарищ, вы — не «любитель», если вы «забавляетесь», делая снимки. Но в тот день, когда вы мне пришлете снимок, с умением сделанный, хорошо отпечатанный на бумаге, на интересную тему, отлично выявляющий сюжет, с хорошим колоритом и гармоничной композицией, одним словом, создание значительное и безупречное, в этот день — это я вам обещаю — я отвечу тотчас же, и моими первыми словами будут: «Я, наконец, получил ваше любительское фото».

О. Б—н
Примечания:
Источник: журнал "Советское фото" N5, август 1926 г.

СообщениеДобавлено: Ср ноя 19, 2008 16:55
Автор: мАсквич
Сильно и справедливо.... Сам перестал снимать именно по той причине, что "профессионально" заниматься нет времени и денег, а мутных корявых фоток уже некуда девать...  Теперь только "шашлык-бухалово-друзья"...

СообщениеДобавлено: Ср ноя 19, 2008 17:08
Автор: Whissper
я уже где-то писал о своем восприятии..
1.для меня есть фото -как память...то есть некий напоминатель события....и тут не особенно важна техника и тд и тп...фото просто напоминает тбе место,человека,время
2.и есть фото как искусство..это уже совсем другое..и тут для меня оценкой будет "повесил ли бы я это фото в рамочку на стену"? так же воспринимаю высококлассную работу оператора в кино...появляется ощущение что почти каждый кадр-картина

так вот по моему эти два понятия смешивать тяжело и по-моему неправильно...да ,надо расти профессионально, даже если ты делаешь фото из раздела № один...но остаюсь при убеждении,что раздел №1 не требует каких то сакральных знаний и умений,хотя обрезаные ноги и прочие совсем уже явные огрехи сильно напрягают даже дилетантов...то есть скажем так: для №1 достаточно совсем начальных знаний

СообщениеДобавлено: Ср ноя 19, 2008 17:48
Автор: BaluBig
Это мне напоминает одного моего институтского преподавателя, который искренне не мог понять как люди, пришедшие на факультет АСУ, могут не любить электронику. И драл таких нелюбителей он нещадно, хотя вообще был нормальный мужик и хороший специалист. Но не доходило до него, что цели у людей были разные: кто-то просто диплом хотел поприличнее заполучить, были такие, которых интересовала больше математическая сторона вопроса, чем возня с железками, у кого-то с головой вполне порядок, но руки не оттуда ростут...

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 12:35
Автор: Ёшкин Кот
А я диаметрально на другой стороне.

"Следует шить ! Шить сарафаны и легкие платься из ситца.
Вы полагаете, все это будет носиться ?
Я полагаю, что все это следует шить !" (с)

Мурлыча себе под нос какой-нить шлягер, вы же не задумываетесь о уместности сего произведения в ушах окружающих. Вам просто хорошо, и вы поёте.
Тоже - песни у костра, или за столом.
Тоже - танцы на дискотеке (никто ж не задумывается, что корявостью па он унижает знаменитых танцоров).

То же - с фотографией. Снимаю - потому что хочу. Я так выражаюсь.
То же - с видео.

Просто штампы масскультуры оставили вкушателям только одну мерку - черно-белую : плохо-хорошо.
Но не факт, что эта мерка на самом деле единственная. И нужна ли вообще какая-то мерка ?  :?

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 12:52
Автор: Балу
Кстати, в статье все больше критиковалось что кто-то проявлять и печатать не умеет, а сейчас, ИМХО, этого 99% фотографов не умеют, особенно если говорить о цветном фото 8)

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 14:50
Автор: BaluBig
Да уж, печать то еще развлечение :stars: Хорошо хоть сейчас для того, что бы показать фото кому-то, его не обязательно печатать.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 14:52
Автор: Cableguy
В фото печати нет ничего сложного, даже наоборот, это было похоже на ритуал для избранных... Мне это нравилось...

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 15:11
Автор: Балу
Cableguy писал(а):В фото печати нет ничего сложного, даже наоборот, это было похоже на ритуал для избранных... Мне это нравилось...


Ну ч/б печать, это еще ниче, но цветная... это сильный геммор :)

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 15:23
Автор: Cableguy
Цветная да... Сильно сложнее, а главное дороже... Да и не так просто было достать в своё время необходимые реактивы... :roll:

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 15:34
Автор: Ёшкин Кот
Давно забытый вкус : красный фонарь, проявитель с фиксажем и все люди - блондины-негритосы с белыми губами.

ЗЫ А сейчас фотошоп косит по ч/б фотографию - да куда ему !

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 16:02
Автор: galina
Whissper писал(а):я уже где-то писал о своем восприятии..
1.для меня есть фото -как память...то есть некий напоминатель события....и тут не особенно важна техника и тд и тп...фото просто напоминает тбе место,человека,время
2.и есть фото как искусство..это уже совсем другое..и тут для меня оценкой будет "повесил ли бы я это фото в рамочку на стену"? так же воспринимаю высококлассную работу оператора в кино...появляется ощущение что почти каждый кадр-картина
так вот по моему эти два понятия смешивать тяжело и по-моему неправильно...да ,надо расти профессионально, даже если ты делаешь фото из раздела № один...но остаюсь при убеждении,что раздел №1 не требует каких то сакральных знаний и умений,хотя обрезаные ноги и прочие совсем уже явные огрехи сильно напрягают даже дилетантов...то есть скажем так: для №1 достаточно совсем начальных знаний

Нормальный подход, просто фотографиям из раздела №1 - место в семейном альбоме и во флейме с друзьями (теми, кому фоты интересны только потому, что они знают Вас, других персонжей, место, или сами там были).
А раздел №2 - для тех, кто готов учиться.

ocean07
Славная статья :). Наверное имеет смысл разделять "любителей фотографии" и "делателей фоток на память". Просто критерии не всегда четкие... Разве что по цели - сделать Фото или "картинку на память".

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 16:11
Автор: Балу
Любитель фотографии — это, собственно говоря, тот, кто любит фотографию за нее самое, вне всяких денежных расчетов
, то есть, я так понимаю, что со Сменой-8м в "любители" лучше не соваться?

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 16:31
Автор: ocean07
Лешь, ты это серьезно говоришь?

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 16:54
Автор: Ёшкин Кот
Бородатый анекдот в тему :

У театральной кассы :
- Девушка, мне пожалуйста 2 билета. Как аншлаг ?! Вы поймите, я - эстет, мне просто необходимо побывать на этом спектакле, я на всех премьерах бываю ! Ну как Вы не поймете : я - эстет !!!!
Из-за спины:
-Вась, ну нет билетов, что поделать, пойдем отсюда...
Вася оборачивается :  - Заткнись, дура !!!!
Оборачивается опять к кассе : - Вы понимаете, я - эстет !!!

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 16:57
Автор: galina
Балу писал(а):то есть, я так понимаю, что со Сменой-8м в "любители" лучше не соваться?

Можно соваться. Просто, когда человек начинает серьезно учиться\читать\пробовать, он со временем начинает понимать все возможности своего инструмента, что он из него может "выжать", как оптимально подобрать конфигурацию...

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:03
Автор: Ёшкин Кот
galina, оптимально для чего ? или для кого ?  8)

Обозначь критерии, плиз...

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:08
Автор: ocean07
galina писал(а): Наверное имеет смысл разделять "любителей фотографии" и "делателей фоток на память". Просто критерии не всегда четкие... Разве что по цели - сделать Фото или "картинку на память".

Как ни выдумай деления, все равно промахнешься. А уж если публично...  :grin:
1. Я предпочитаю не делить, по крайней мере - теоретически. Интуитивно глаз обычно сразу видит небрежность. "Небрежность" которая небрежность, а не художественный прием.
2. Право на существование имеет любая работа, в т.ч. и "для себя, на память и т.п." Но как только "для себя" появляется на публике, она теряет иммунитет. И отклик может быть любой, от восторга до неприятия.
Я уже как-то говорил, сорри, если повторюсь. Учились мы как-то на курсах по фотографии. Приносили шефу фоты свои. Он их критически рассматривал. Так вот, когда кто-то в свое оправдание говорил типа: да не мог я тут отойти - места небыло, погода хреновая была, закрепить камеру было негде и т.п., шеф говорил: меня это не волнует, принесли - извольте выслушать ошибки, не получается снимать - не нажимайте кнопку. И дело, разумеется, не в характере шефа, не в автократии. Дело в здравом смысле, в чистоте эксперимента. Оправдания никогда никуда не выведут, они только удлинят дорогу. Ну а дорогу, конечно, выбирает каждый сам, это только его право, со всеми вытекающими ...

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:12
Автор: Cableguy
А Малевичу не нужно оправдываться за то, что ему хватило денег только на один тюбик чёрной краски...?  :P

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:14
Автор: ocean07
Ёшкин Кот писал(а):galina, оптимально для чего ? или для кого ?  8)

Обозначь критерии, плиз...

Оптимально - для получения желаемого результата.
Желаемые результаты могут быть разными:
- удовлетворить близких (самое простое),
- удовлетворить свои художественные претензии,
- удовлетворить художественные претензии жюри, приз выиграть,
- получать кайф от бесконечных "поисков истины",
- получать кайф от образа жизни и т.д.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:14
Автор: Ёшкин Кот
На два. С половиной.

Таких "Черных квадратов" он написал 4 штуки.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:15
Автор: Cableguy
Есть профессионалы, их техника может быть безупречна, но чего-то им может и не хватать... А какая нибудь выскочка со Сменой-8М этим может обладать... Я конечно утрирую, но техника, не всегда залог успеха, это такой же инструмент, как и камера за кучу килобаксов...

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:15
Автор: ocean07
Cableguy писал(а):А Малевичу не нужно оправдываться за то, что ему хватило денег только на один тюбик чёрной краски...?  :P

Не нужно, "квадрат" - не художественное произведение

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:16
Автор: Ёшкин Кот
ocean07 писал(а): Оптимально - для получения желаемого результата.
Желаемые результаты могут быть разными:
- удовлетворить близких (самое простое),
- удовлетворить свои художественные претензии,
- удовлетворить художественные претензии жюри, приз выиграть,
- получать кайф от бесконечных "поисков истины",
- получать кайф от образа жизни и т.д.
Особенно понравилось "и т.д." Главное - конкретно
ЗЫ Галина, только не обижася, я этот вопрос задал именно в доказательство того, что каждому -нужно получить - своё, и соответственно каждый ищет у другого - тоже своё, а не только компоновку, ноги и шумы.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:20
Автор: ocean07
Ёшкин Кот писал(а):
ocean07 писал(а): Оптимально - для получения желаемого результата.
Желаемые результаты могут быть разными:
- удовлетворить близких (самое простое),
- удовлетворить свои художественные претензии,
- удовлетворить художественные претензии жюри, приз выиграть,
- получать кайф от бесконечных "поисков истины",
- получать кайф от образа жизни и т.д.
Особенно понравилось "и т.д." Главное - конкретно !

а чего не так?  :)
ну, банальный ответ на банальный вопрос...

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:23
Автор: ocean07
Ёшкин Кот писал(а):я этот вопрос задал именно в доказательство того, что каждому -нужно получить - своё, и соответственно каждый ищет у другого - тоже своё, а не только компоновку, ноги и шумы.

Это очень верно замечено.
Но и предлагать ведь тоже нужно что-то "своё" :wink:

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:24
Автор: Ёшкин Кот
А раз так, то и критериев "стоимости" фотографии может быть множество, а не только с точки зрения абстрактной художественной традиции.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:36
Автор: ocean07
Ёшкин Кот писал(а):А раз так, то и критериев "стоимости" фотографии может быть множество, а не только с точки зрения абстрактной художественной традиции.

Согласен абсолютно. Но ведь тогда и хотелось бы послушать чем понравилась работа публике, конкретно. Поэтому снова повторяюсь: понравилось-непонравилось - мутный критерий.
Скажем, Балу говорит, что ему рэк у Федина понравился (человек и большое железо). Я говорю, что камеру нужно по-другому поставить, в таком виде маловыразительно. Мы потом вместе смотрим какую-нибудь другую работу, где камера под другим углом - и офигеваем вместе от выразительности снимка. И понимаем, что камеру действительно надо по-другому направить. И, что самое интересное, мы поймем, что наши "критерии стоимости" на самом деле одинаковы! И эти критерии человечество определило еще 500 лет назад, по крайней мере - в области композиции.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:47
Автор: Захарыч
Спорить с ocean07 не буду. Даже, добавлю, кое в чем я с ним согласен.
Вот, только, скажу, что обсуждение темы, в данном ключе,поспособствует снижению кол-ва, публикуемых на форуме, фоток.
Многие перестанут вывешивать фотки, опасаясь быть осмеяными, боясь, что кто-то скажет, что фотоаппарат им нельзя в руки брать, после того, что они наснимали...ИМХО
Хоршо это или плохо- не знаю.
Зато "профи" раз в месяц будут вывешивать "высокохудожественные" произведения.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 20, 2008 17:55
Автор: ocean07
А разве здесь кто-то гнобил фотки?
Я например, только раз сказал Федину, что креатива нет. И только после того, как он сам напросился  :D
Может, забыл чего...

Ну а профи вообще не вывешиваются - они сюда не ходят, есть специализированные сайты, они там.
Так что все нормально... тихо :wink: