29 мая 2011 года состоялось первое погружение дайверов Клуба подводных исследователей Музея Мирового океана на рэк (затопленный объект), лежащий в Балтийском море в точке с координатами 54° 54’ N - 019° 46’ E.
Погружение производилось с целью подтверждения информации о наличии объекта в данной точке и для первичной идентификации объекта (затонувший корабль, скала, обломки, и т.д.)
Предварительная информация об объекте в данной точке была предоставлена Музеем Мирового океана по данным, содержащимся в «Отчёте о проведении исследований в юго-восточном секторе Балтийского моря, 69 рейс НИС «Профессор Штокман» 26.05 - 9.06 2005» (РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт океанологии им. П.П.Ширшова Атлантическое отделение Института океанологии).
С помощью гидролокатора бокового обзора (ГБО) объект был обнаружен недалеко от указанных координат.
При первом погружении подтвердилось, что данный объект – затонувший корабль. Погружение проводилось на его носовую часть, которая отделена разломом от основной части корпуса.
Нос лежит на левом борту. Причём «нос носа» - всего лишь в 1 метре от дна, а правый борт резко идёт вверх. До разлома во время первого погружения добраться не удалось. На баке имеются надстройки в разрушенном состоянии.
Глубина по дну – 45 метров (усреднённое от показаний двух компьютеров в 44.0 и 46.2 метров). Температура воды 30 мая 2011 года – 3 градуса на дне и 10 градусов на поверхности.
На фото:
Изображение ГБО из «Отчёта о проведении исследований
в юго-восточном секторе Балтийского моря
69 рейс НИС «Профессор Штокман»
26.05 - 9.06 2005»
(РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Институт океанологии им.П.П.Ширшова
Атлантическое отделение Института океанологии):
Левая часть изображения полностью соответствует объекту, на который совершалось погружение. Во время первого погружения производилась техническая видеосъёмка объекта. По информации, содержащейся в «Отчёте…», данный рэк может принадлежать Среднему Кораблю Разведки «Барсук».
Однако, есть предположение, что на самом деле это – Сторожевой Корабль «Барсук», а ошибка вызвана аналогичным общепринятым сокращением СКР. Для стопроцентной идентификации предстоит продолжить работу как на море (под водой), так и с архивами.
Ниже приведены тактико-технические данные кораблей класса, к которым принадлежал Сторожевой Корабль «Барсук» (по
http://www.russian-ships.info/boevye/50.htm):
Сторожевой корабль
Проект 50
Построен в Калининграде на ССЗ №820 (ныне Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь")
Заводской №112
Заложен 2.12.1952
Спущен на воду 27.02.1954
Вступил в строй 15.09.1954
Служил на Балтийском Флоте
Бортовой номер: 272 (в 1956)
Списан 28.05.1980
Тактико-технические данные
Водоизмещение, т:
стандартное: 1050
полное: 1337
Размеры, м:
длина: 90,9
ширина: 10,2
осадка: 2,9
Скорость полного хода, уз: 29
Дальность плавания: 1000 миль (14,5 уз), 320 миль (29 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 2х10000 л.с., ГТЗА ТВ-9, 2 ТГ по 150 кВт, 1 ДГ 100 кВт, 1 ДГ 25 кВт
Вооружение: 3x1 100 мм Б-34УСМА (660 выстрелов) – ПУС «Сфера-50» с РЛС «Якорь»
2х2 37 мм В-11М - 4500 выстрелов
2х1 45 мм 21КМ - на некоторых
1х2 533 мм ДТА-53-50 (2 торпеды 53-38, 53-39, 53-39У, 53-57)
2х24 МБУ-200 (96 ГБ Б-30) - ПУСБ-24 "Девиз"
4 БМБ-2 (36 ГБ БПС)
2 бомбосбрасывателя (12 ГБ)
РТВ: РЛС воздушных целей "Гюйс-1М4", РЛС надводных целей "Линь", НРЛС "Дон" (Лунь установлена в ходе эксплуатации), ГАС "Пегас-2М", ГАС, звукоподводной связи МГ-16 "Свияга" (Ягуар с 1957)
Экипаж, чел: 168
источник:
http://world-ocean.ru/ru/news/detail.php?ID=791